Итак для исторического очерка я решил завести отдельную тему и выкладываю то, что получилось после публикации воспоминаний наших форумчан, присоединяйтесь к редактированию...
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 301 ИАП.
25 ноября 1940 по приказу командующего ВВС Дальневосточного округа генерала Жигарева в селе Бирофельд Еврейской автономной области было начато формирование нашей части.
Командиром был назначен полковник Ковалев, заместитлем командира по политической части батальонный комиссар Ищейкин, начальником штаба капитан Калинский.
Часть в основном сформировалась к 15 января 1941, имея на вооружении 7 самолетов И-15бис, 12 И-16. 20 января 1942 года часть выделяет первых трех летчиков для участия в боях с немеко-фашистскими захватчиками.
30 ноября 1942 года часть в составе 27 экипажей во главе с командиром майором Панковым, бывшим командиром 1 аэ, убыли на фронт.
С 9 августа по 3 сентября 1945 часть в полном составе участвует в разгроме японских империалистов. За период боевых действий было произведено 65 боевых вылетов на прикрытие наземных войск разведку и свободную охоту. За отличные боевые действия в боях приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза т. Сталина № 372 от 23 августа 1945 года личному составу части объявлена благодарность.
С декабря 1944 по апрель 1945 личный состав части осваивал самолет Як-9, с 1948 - самолет Як-11, с 1953 Р-63 "Аэрокобра", с марта по сентябрь 1953 - Миг-15 и МиГ-17, с 1962 года - Су-9, с 1976 по 1994 МиГ-23 М (МЛД).
Прошло 15 лет как не стало 301 иап и 47 лет как он начал перевооружаться на самолет Су-9. Перевооружение полка внесло существенные изменения в облик гарнизона. Строились жилые дома, объекты социально-культурного и служебного назначения. Летом 1962г началось заселение домов 149 (которого уже нет) и 150, рядом строился 3-х этажный. Начиналось строительство: штаба полка и ОБАТО, клуба, учебного корпуса, солдатской столовой, казармы и штаба РТБ, на аэродроме ТЭЧ полка, другие помещения для обслуживания авиатехники. Чуть позже начали строить школу. Постоянный электрический свет в гарнизон дали только осенью 1962г. А до этого свет поступал от движков, утром несколько часов и чуть подольше вечером.
Так что телевизоры, холодильники и еще кое-что ...увы, отсутствовали.
Перед проверкой Дальневосточного военного округа Министром Обороны СССР, в гарнизоне начали наводить порядок. Дело в том, что на время проверки аэродром 10-й участок стал аэродромом для Руководства, здесь садились и взлетали самолеты: Министра Обороны СССР и Главкомов всех видов Вооруженных Сил. Наш полк посадили в Переяславку. Всю весну и лето
в гарнизоне трудилось большое количество солдат, в основном ВДВ, наши не привлекались.
Начали с дороги на Сергеевку. Отсыпали высокое полотно, покрыли асфальтом, а ведь была сплошные рытвины и ухабы. На въезде в гарнизон построили КПП, центральную дорогу (тогда названий улиц еще не было) на аэродром асфальтировали, кюветы вдоль дороги спрофилировали, осветили ее, дома по обоим сторонам дороги покрасили в бежевый цвет. На аэродроме открытые места (где не было травы) вдоль ВПП, рулежек, около СКП, дежурного домика и других местах, покрыли дерном. Кругом стало зелено.
В 1968г на аэродроме начали строить арочные укрытия для самолетов, помещения(укрытия) для личного состава, защищенный СКП. В связи с событиями на острове Даманском, в 1969г к нам перебазировался 26 гв. иап ВВС. Для них при въезде слева от КПП строились два 5-ти этажных дома.
В 1972г на 3 мес. полк улетел в Смирных (Сахалин), а 26гв.иап ВВС в Переяславку. Начали ремонтировать ВПП. А в 1973г туда же перебазировались только на 2 мес., ремонтировали рулежки, центральную заправочную, газовочную площадку и еще кое что.
Гарнизон постепенно укрупнялся. Начало переучивания для полка сложилось не совсем просто. Переучивание на Су-9 успешным нельзя назвать. В июле 1962г при вынужденной посадке в районе села Князе-Волконское (остановился двигатель) погиб Балаклеев Александр Сергеевич, один из первой группы летчиков с кем мы переучивались еще будучи в 311 иап (Комсомольск-на-Амуре).
Прошло чуть больше года, после взлета на высоте 500м отказал двигатель у Благовидова Карлена Захаровича, он катапультировался, но не хватило высоты для наполнения купола парашюта, пилот погиб. Дальнейшее освоение и совершенствование летной подготовки на Су-9 в течение 12 лет до перевооружения полка на Миг-23м, прошло без аварий и катастроф. Полк занимал передовые
места в авиации армии ПВО. Для летного состава на берегу р.Амур построили профилакторий, врач полка Гусаченко Никифор Павлович четко отслеживал и вел учет, чтобы летчики в нем периодически отдыхали, особенно в осенне-зимний период, когда меньше находилось в отпуске.
В полку сложился дружный коллектив летного и инженеро-технического состава. Годовщину части в конце ноября отмечали в летно-технической столовой. А Новый год встречали в клубе. Из зала выносили стулья, в центре стояла елка, по бокам накрывали столы, танцевали в фойе, на сцене играл оркестр(приглашали из Хабаровска).
Конечно, основная задача полка - это несение боевого дежурства по охране воздушных рубежей Дальнего Востока и подготовка летного состава в соответствии с этой целью. В 1976 г полк начал перевооружаться на самолет МиГ-23м.
Командиром полка в те годы были:
1962 - 1963гг - Саркисян Михаил Арутюнович
1964 - 1966гг - Доморозов Станислав Иванович
1967 - 1969гг - Машкин Велиор Николаевич
1970 - 1973гг - Дорошенко Андрей Семенович (дедушка администратора нашего Форума)
С 1974г - Соколов Герман Алексеевич, сменил его Распутько С.
Валерий Ворожун приехал в Хабаровск 30 августа 1974г. Далее от первого лица:
Это была пятница, и меня поселили в гостиницу возле штаба армии. На следующий день приехал Миша Половой. Мы с ним земляки ,из Даугавпилса. Погуляли по Хабаровску. В понедельник нам в кадрах сказали :хотите остаться в Хабаровске? мы сказали ,хотим. " Садитесь на трамвай и через 3 остановки «Заводская». Ехали долго и не 3 остановки, там оказался штаб 29 дивизии. Оттуда направили на 10 участок. Вот , думаем - приплыли. Ждали до вечера, к нам присоединился Саша Макаров. Везли нас часа 2 по колдобинам. Настроение упало совсем. Дорог тогда не было практически. Это потом построили дороги через Дружбу, Некрасовку, Ильинку. Ехали в темноте, поэтому ничего не видели. Подвезли нас к 168 дому. Это была гостиница нашего ОБАТО. Комната Справа за туалетом. Пол выгорел посредине, стекла нет ,а на подоконнике деревянный пулемёт Максим.
Мы заткнули окно подушкой и так жили неделю. Никто не мог справиться с Витей Кутяниным (начальником вещевой службы ), чтобы вставил стекло. Наконец нам надоело, мы его прижали к стене ( физически ) через 2 часа стекло стояло. Вот так состоялось знакомство с нашей Калинкой.
Дороги от поворота Сергеевки не было. Были только ямы и лужи. После дождя, автобус не ходил. Часто снимали обувь и вперёд. Автобус ходил через городок, возле клуба была была остановка, дальше мимо штаба нашего полка, за ВВС-овскими складами поворачивал направо, мимо автопарка ВВС (впоследствии он стал нашим ),мимо АТИ, складов ГСМ ( У нас службой горючего руководил Щучкин Валерий Алексеевич ),и на Лесное.
Нас направили в 1 эскадрилью. Наш приход не запомнить было нельзя, потому что произошёл небывалый случай в истории авиации. Перед полётами, техник выставлял на РУДЕ упор взлётных оборотов, при газовке двигателя. Мы уже работали самостоятельно, а Саша Морковка лежал в госпитале. Он вышел первый раз на полёты. Полез проверять аккумулятор, в передней нише шасси и его засосало в воздухозаборник. Техник самолетата л-т Мелешко опробовал двигатель, стартех 2аэ стоял на стремянке. Жизнь тогда спас Саше молодой л-т медик, только пришёл в полк. А врач полка был к-н Калашников.
Высотка была на стоянке 1аэ. На цз была зарядная и тормозники. Дежурные силы в домике метео, напротив обвалования для самолётов. Выруливали через СКП.
В нашей эскадрильи было : десяток СУ9, одна спарка Су-7у, два МИГ -17 и одна УТИ МИГ-15. МИГи были для армейцев. СУ-7 и МИГи были оборудованы системой антиоблединения лобового стела. ( омывались стёкла спиртом C2H5OH ). Остальные только облизывались.
В аэ были лётчики: Лукъяненко,Ильин-?,Корпачёв,Быков,Федосеев,Франчук,Свешников,Мещерский,Остапенко, Кочуров,Кочетов,Серёгин…
Инж.тех состав: Лемеш Чеслав Ипполитович, Троханов Николай Андреевич, Сергей Дмитриенко, Петя Клещёнок, Саша Юксеев, Валера Щёголев, Лёха Сташукевич, Азаров, Эдик Кванкевич, Володя Рябков, Юра Лысенко, Володя Литасов, Гоша Бобылёв, Камай, Слава Акимов, И Саверский, самый высокий в полку. МИГами заведовал прапорщик Мартынов.
В АЭ своего домика не было, все находились в убежище.
Вторая АЭ была за полосой ,Командир Богатов, инженер Виктор Николаевич Васякин, В третьей : Хрипунов, и Кулак Иван Андреевич.
Зам по иас Евгений Михайлович Литвинов, Инженер по СД Вадим Васильевич Филатов. Нач ТЭЧ ( вспомню, напишу) Коллективы эскадрилий были очень дружны, с полётов никто не уходил ,пока последний самолёт не закатывали в арочное укрытие . Только 101 и 102 были оборудованы Эл. лебёдками. Прицепил трос к стойкам, включил рубильник и стой кури, но не забудь вовремя выключить, а то киль будет в газоходе.
Полк был отличным, более 10 лет без аварий и 1АЭ была лучшей в полку.
Нас попало в эскадрилью 5 человек, Со мной Вася Мальков, Миша Половой, Саша Макаров и ВИТЯ ЧУБЕНОК. На прописку, командир м-р Лукъяненко собрал всю эскадрилью ( вообще так было заведено на все праздники )На фанзе у Кванкевича, где мы представлялись. Командир пришёл последним и сказал, что сюда идёт командир полка с замполитом. Что мне запомнилось, Франчук вскочил уходить, Лукъяненко сказал " Сидеть, здесь Я командую "
Итак, слева направо:
Сидят- Богатов Вячеслав Алексеевич, Хрипунов Геннадий Зиновьевич, Лукьяненко Владимир, Сенькин Геннадий Дмитриевич, Свасцов
Василий Васильевич, Круглов Яков Михайлович (нач.ПО), Дорошенко Андрей Семенович (командир полка), Малышев Алексей Иванович,
Береш(инж.по АО), Невмержицкий (инж.по АВ), Фен (инж.по РТО), Лосев Юрий Иванович (нач.КП).
Второй ряд стоят: Егоров Виталий ( нач. штаба АЭ), Егоров (нач. связи полка), далее по-фамилиям с пробелом; пятый - Розин,седьмой-
Федоров, восьмой-Смирнов,одиннацатый- прапорщик Мартынов,Завгородний, крайний правый - Пагубко Борис.
Верхний ряд: Иванов (нач.физ-ки), Сташукевич, Литвинов Евгений Михайлович ( зам. по ИАС полка), Купцов Миша ... 7-й слева (или 5-й справа) - Витебский Н. (отчество не помню), сейчас живёт в Беларуси.