Будучи неотъемлемой частью практического способа освоения мира, С. как производство знаний представляет собой весьма специфическую форму деятельности, которая существенно отличается как от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания используются только как идеальные средства, то в науке их приобретение формирует главную и непосредственную цель, независимо от того, как эта цель воплощается - будь то в виде теоретического описания, схемы технологического процесса, краткого изложения экспериментальных данных или формулы какого -либо лекарственного средства. В отличие от видов деятельности, результат которых, в принципе, известен заранее, устанавливается до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она дает приращение новых знаний, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен. Вот почему С. действует как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

Науку отличает от эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является Искусство, стремление к безличному, максимально обобщенному объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественного познания неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента. Искусство часто характеризуют как "мышление образами", а S. - как "мышление концепциями", с целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а S. - преимущественно интеллектуальную и концептуальную. Однако эти различия не означают непреодолимую грань между наукой и искусством, которые объединяет творческое и познавательное отношение к реальности. С одной стороны, в построениях С., в частности в построении теории, в математической формуле, в схеме эксперимента или в его идее, эстетический элемент часто играет существенную роль, что было особо отмечено многими учеными. С другой стороны, произведения искусства несут, помимо эстетической, и когнитивную нагрузку. Таким образом, первые шаги Карла Маркса в понимании социально-экономической сущности деньги в буржуазном обществе были основаны, в частности, на анализе произведений Иоганна Вольфганга Гете и Уильяма Шекспира.

Взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания носит сложный характер, философия всегда в той или иной степени выполняет по отношению к С. функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов, философию также объединяет с С. стремление сконструировать знание в теоретической форме. к логическим доказательствам своих выводов. Это стремление достигает своего наивысшего воплощения в диалектическом материализме - философии, которая сознательно и открыто ассоциирует себя с С., с научным методом, делая предметом своего изучения наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и, опираясь при этом на результаты С. философия с мировоззрением различные философские течения в классово-антагонистическом обществе по-разному относятся к С. и принятым им методам построения знания.

Некоторые из этих направлений относятся к С. скептически (например, экзистенциализм) или даже открыто враждебно, в то время как другие, напротив, пытаются полностью растворить философию в науке (позитивизм), тем самым игнорируя мировоззренческие функции философии. Только марксизм-ленинизм обеспечивает последовательное решение проблемы соотношения философии и мировоззрения, принимая от С. его метод, полностью используя его результаты, но в то же время учитывая специфику предмета и социальную роль философии; это делает ее подлинно научной философией. Через философию и общую теорию социального С. все С. связано с идеологией и политикой. В условиях классовых антагонизмов это определяет классовый характер социальных наук, тесно связанных с философией, их партийность и важную мировоззренческую роль естественных наук.

Наука, ориентированная на критерии разума, по своей сути была и остается противоположностью религии, которая основана на вере в сверхъестественные принципы. Если С. изучает реальность, исходя из самой себя, требует рационального обоснования и практического подтверждения получаемых ею знаний, то религия видит свою главную опору в откровении, в апелляции к сверхрациональным аргументам и к непререкаемости авторитета канонических текстов. Однако в современных условиях религия вынуждена считаться с огромными успехами С. и ростом ее реальной социальной роли, и поэтому пытается найти (конечно, тщетно) какие-то способы согласования своего учения с истинами С. или даже приспособить последнее к своим потребностям.