Форум п. Калинка Хабаровского края

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум п. Калинка Хабаровского края » Моя часть » Пишем историю 301 ИАП вместе...


Пишем историю 301 ИАП вместе...

Сообщений 1 страница 30 из 290

1

Итак для исторического очерка я решил завести отдельную тему и выкладываю то, что получилось после публикации воспоминаний наших форумчан, присоединяйтесь к редактированию...

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 301 ИАП.

25 ноября 1940 по приказу командующего ВВС Дальневосточного округа генерала Жигарева в селе Бирофельд Еврейской автономной области было начато формирование нашей части.
Командиром был назначен полковник Ковалев, заместитлем командира по политической части батальонный комиссар Ищейкин, начальником штаба капитан Калинский.
Часть в основном сформировалась  к 15 января 1941, имея на вооружении 7 самолетов И-15бис, 12 И-16. 20 января 1942 года часть выделяет первых трех летчиков для участия в боях с немеко-фашистскими захватчиками.
30 ноября 1942 года часть в составе 27 экипажей во главе с командиром майором Панковым, бывшим командиром 1 аэ, убыли на фронт.
С 9 августа по 3 сентября 1945 часть в полном составе участвует в разгроме японских империалистов. За период боевых действий было произведено 65 боевых вылетов на прикрытие наземных войск разведку и свободную охоту. За отличные боевые действия в боях приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза т. Сталина № 372 от 23 августа 1945 года личному составу части объявлена благодарность.
С декабря 1944 по апрель 1945 личный состав  части осваивал самолет Як-9, с 1948 - самолет Як-11, с 1953 Р-63 "Аэрокобра", с марта по сентябрь 1953 - Миг-15 и МиГ-17, с 1962 года - Су-9, с 1976 по 1994 МиГ-23 М (МЛД).

Прошло 15 лет как не стало 301 иап и 47 лет как он начал перевооружаться на самолет Су-9. Перевооружение полка внесло существенные изменения в облик гарнизона. Строились жилые дома, объекты социально-культурного и служебного назначения. Летом 1962г началось заселение домов 149 (которого уже нет) и 150, рядом строился 3-х этажный. Начиналось строительство: штаба полка и ОБАТО, клуба, учебного корпуса, солдатской столовой, казармы и штаба РТБ, на аэродроме ТЭЧ полка, другие помещения для обслуживания авиатехники. Чуть позже начали строить школу. Постоянный электрический свет в гарнизон дали только  осенью 1962г. А до этого свет поступал от движков, утром несколько часов и чуть подольше вечером.
Так что телевизоры, холодильники и еще кое-что ...увы, отсутствовали.

Перед проверкой Дальневосточного военного округа Министром Обороны СССР, в гарнизоне начали наводить порядок. Дело в том, что на время проверки аэродром 10-й участок стал аэродромом  для Руководства, здесь садились и взлетали самолеты: Министра Обороны СССР и Главкомов всех видов Вооруженных Сил. Наш полк посадили в Переяславку. Всю весну и лето
в гарнизоне трудилось большое количество солдат, в основном ВДВ, наши не привлекались.
Начали с дороги на Сергеевку. Отсыпали высокое полотно, покрыли асфальтом, а ведь была сплошные рытвины и ухабы. На въезде в гарнизон построили КПП, центральную дорогу (тогда названий улиц еще не было) на аэродром асфальтировали, кюветы вдоль  дороги спрофилировали, осветили ее, дома по обоим сторонам дороги покрасили в бежевый цвет. На аэродроме открытые места (где не было травы) вдоль ВПП, рулежек, около СКП, дежурного домика и других местах, покрыли дерном. Кругом стало зелено.

В 1968г на аэродроме начали строить арочные укрытия для самолетов, помещения(укрытия) для личного состава, защищенный СКП. В связи с событиями на острове Даманском, в 1969г к нам перебазировался 26 гв. иап ВВС. Для них при въезде слева от КПП строились два 5-ти этажных дома.

В 1972г на 3 мес. полк улетел в Смирных (Сахалин), а 26гв.иап ВВС в Переяславку. Начали ремонтировать ВПП. А в 1973г туда же перебазировались только на 2 мес., ремонтировали рулежки, центральную заправочную, газовочную площадку и еще кое что.

Гарнизон постепенно укрупнялся. Начало переучивания для полка сложилось не совсем просто. Переучивание на Су-9 успешным  нельзя назвать. В июле 1962г при вынужденной посадке в районе села Князе-Волконское  (остановился двигатель) погиб Балаклеев Александр Сергеевич, один из первой группы летчиков с кем мы переучивались еще будучи в 311 иап (Комсомольск-на-Амуре).
Прошло чуть больше года, после взлета на высоте 500м отказал двигатель у Благовидова Карлена Захаровича, он катапультировался, но не хватило высоты для наполнения купола парашюта, пилот погиб.  Дальнейшее освоение и совершенствование летной подготовки на Су-9 в течение 12 лет до перевооружения полка на Миг-23м, прошло без аварий и катастроф. Полк занимал передовые
места в авиации армии ПВО. Для летного состава на берегу р.Амур построили профилакторий, врач полка Гусаченко Никифор Павлович четко отслеживал и вел учет, чтобы летчики в нем периодически отдыхали, особенно в осенне-зимний период, когда меньше находилось в отпуске.

В полку сложился дружный коллектив летного и инженеро-технического состава.  Годовщину части в конце ноября отмечали в летно-технической столовой. А Новый год встречали в клубе. Из зала выносили стулья, в центре стояла елка, по бокам накрывали столы, танцевали в фойе, на сцене играл оркестр(приглашали из Хабаровска).
Конечно, основная  задача полка - это несение боевого дежурства по охране воздушных рубежей Дальнего Востока и подготовка летного состава в соответствии с этой целью. В 1976 г полк начал перевооружаться на самолет МиГ-23м.

Командиром полка в те годы были:
1962 - 1963гг - Саркисян Михаил Арутюнович
1964 - 1966гг - Доморозов Станислав Иванович
1967 - 1969гг - Машкин Велиор Николаевич
1970 - 1973гг - Дорошенко Андрей Семенович  (дедушка администратора нашего Форума)
С 1974г - Соколов Герман Алексеевич, сменил его Распутько С.

Валерий Ворожун приехал в Хабаровск 30 августа 1974г. Далее от первого лица:
Это была пятница, и меня поселили в гостиницу возле штаба армии. На следующий день приехал Миша Половой. Мы с ним земляки ,из Даугавпилса. Погуляли по Хабаровску. В понедельник нам в кадрах сказали :хотите остаться в Хабаровске? мы сказали ,хотим. " Садитесь на трамвай и через 3 остановки «Заводская».  Ехали долго и не 3 остановки, там оказался штаб 29 дивизии. Оттуда направили на 10 участок. Вот , думаем - приплыли.  Ждали до вечера, к нам присоединился Саша Макаров. Везли нас часа 2 по колдобинам. Настроение упало совсем. Дорог тогда не было практически. Это потом построили дороги через Дружбу, Некрасовку, Ильинку. Ехали в темноте, поэтому ничего не видели. Подвезли нас к 168 дому. Это была гостиница нашего ОБАТО. Комната Справа за туалетом. Пол выгорел посредине, стекла нет ,а на подоконнике деревянный пулемёт Максим.
Мы заткнули окно подушкой и так жили неделю. Никто не мог справиться с Витей Кутяниным (начальником вещевой службы ), чтобы вставил стекло. Наконец нам надоело, мы его прижали к стене ( физически ) через 2 часа стекло стояло. Вот так состоялось знакомство с нашей Калинкой.
Дороги от поворота Сергеевки не было. Были только ямы и лужи. После дождя, автобус не ходил. Часто снимали обувь и вперёд. Автобус ходил через городок, возле клуба была была остановка, дальше мимо штаба нашего полка, за ВВС-овскими складами поворачивал направо, мимо автопарка ВВС (впоследствии он стал нашим ),мимо АТИ, складов ГСМ  ( У нас службой горючего руководил Щучкин Валерий Алексеевич ),и на Лесное.
Нас направили в 1 эскадрилью. Наш приход не запомнить было нельзя, потому что произошёл небывалый случай в истории авиации. Перед полётами, техник выставлял на РУДЕ упор взлётных оборотов, при газовке двигателя. Мы уже работали самостоятельно, а Саша Морковка лежал в госпитале. Он вышел первый раз на полёты. Полез проверять аккумулятор, в передней нише шасси и его засосало в воздухозаборник. Техник самолетата л-т Мелешко опробовал двигатель, стартех 2аэ стоял на стремянке.  Жизнь тогда спас Саше молодой л-т медик, только пришёл в полк. А врач полка был к-н Калашников.
Высотка была на стоянке 1аэ.  На цз была зарядная и тормозники. Дежурные силы в домике метео, напротив обвалования для самолётов. Выруливали через СКП.
В нашей эскадрильи было : десяток СУ9,  одна спарка Су-7у, два МИГ -17 и одна УТИ МИГ-15. МИГи были для армейцев.  СУ-7 и МИГи были оборудованы системой антиоблединения лобового стела. ( омывались стёкла спиртом  C2H5OH ). Остальные только облизывались.     
В аэ были лётчики: Лукъяненко,Ильин-?,Корпачёв,Быков,Федосеев,Франчук,Свешников,Мещерский,Остапенко, Кочуров,Кочетов,Серёгин…
Инж.тех состав: Лемеш Чеслав Ипполитович, Троханов Николай Андреевич, Сергей Дмитриенко, Петя Клещёнок, Саша Юксеев, Валера Щёголев, Лёха Сташукевич, Азаров, Эдик Кванкевич, Володя Рябков, Юра Лысенко, Володя Литасов, Гоша Бобылёв, Камай, Слава Акимов, И Саверский, самый высокий в полку. МИГами заведовал прапорщик Мартынов.
В АЭ своего домика не было, все находились в убежище.
Вторая АЭ была за полосой  ,Командир Богатов, инженер Виктор Николаевич Васякин, В третьей :  Хрипунов, и Кулак Иван Андреевич.
Зам по иас Евгений Михайлович Литвинов, Инженер по СД Вадим Васильевич Филатов. Нач ТЭЧ ( вспомню, напишу) Коллективы эскадрилий были очень дружны, с полётов никто не уходил ,пока последний самолёт не закатывали в арочное укрытие . Только 101 и 102 были оборудованы Эл. лебёдками. Прицепил трос к стойкам, включил рубильник и стой кури, но не забудь вовремя выключить, а то киль будет в газоходе.
Полк был отличным, более 10 лет без аварий и 1АЭ была лучшей в полку.
Нас попало в эскадрилью 5 человек, Со мной  Вася Мальков, Миша Половой, Саша Макаров и ВИТЯ ЧУБЕНОК. На прописку, командир м-р Лукъяненко собрал всю эскадрилью ( вообще так было заведено на все праздники )На фанзе у Кванкевича, где мы представлялись. Командир пришёл последним и сказал, что сюда идёт командир полка с замполитом.    Что мне запомнилось, Франчук вскочил уходить, Лукъяненко сказал " Сидеть,  здесь Я командую "

Итак, слева направо:
Сидят- Богатов Вячеслав Алексеевич, Хрипунов Геннадий Зиновьевич, Лукьяненко Владимир, Сенькин Геннадий Дмитриевич, Свасцов
Василий Васильевич, Круглов Яков Михайлович (нач.ПО), Дорошенко Андрей Семенович (командир полка), Малышев Алексей Иванович,
Береш(инж.по АО), Невмержицкий (инж.по АВ), Фен (инж.по РТО), Лосев Юрий Иванович (нач.КП).
Второй ряд стоят: Егоров Виталий ( нач. штаба АЭ), Егоров (нач. связи полка), далее по-фамилиям с пробелом; пятый - Розин,седьмой-
Федоров, восьмой-Смирнов,одиннацатый- прапорщик Мартынов,Завгородний, крайний правый - Пагубко Борис.
Верхний ряд: Иванов (нач.физ-ки), Сташукевич, Литвинов Евгений Михайлович ( зам. по ИАС полка), Купцов Миша ... 7-й слева (или 5-й справа) - Витебский Н. (отчество не помню), сейчас живёт в Беларуси.

увеличить

0

2

На фотографии офицеров полка, помещенной на этой странице сайта, не все представлены в занимаемых должностях, дополняю:
1. Дорошенко А.С. - командир полка
2. Круглов Я.М. -      нач. политотдела
3. Свасцов В.В.-      зам. командира
4. Сенькин Г.Д. -      зам. командира по летной под-ке
5. Малышев А.И.-      нач. штаба полка
6. Хрипунов Г.З.-      нач. ВОТП полка
7. Лукьяненко В.-     ком. 1 АЭ
8. Богатов В.А.  -      ком. 2 АЭ
9. Смирнов  - нач. метеослужбы полка, Пагубко Б. - нач. группы рег. работ СД ТЭЧ, Розин И.Г. - нач.тренажера (летчиков),Мартынов - техник с-та (Миг-17).
Эта информация может быть интересна тем, кто служил после них в этом полку, продолжая его добрые традиции.

0

3

И еще немного из истории гарнизона 10-ый уч-к. До переучивания  на с-т Су-9 301 иап в авиации ПВО был полком 2-ой линии. Что это значит?
В полк поступали выпускники летных училищ, где в течение 2-х лет шла их дальнейшая подготовка на с-те МиГ-17. Потом они распределялись
по боевым полкам (так называли др. полки), там продолжалось их совершенствование и приступали к несению боевого дежурства. Ведь
большинство аэродромов ПВО на Дальнем Востоке находятся в прибрежных районах и на островах со сложными погодными условиями.
Подготовка молодых летчиков там крайне ограничена или растягивалась на длительное время. 10 уч-к аэр. континентальный, климатические
условия позволяли готовить молодежь. Но это был обычный "серенький" гарнизон, как и многие другие в стране. Жилой фонд состоял из
кирпичных домиков на два хозяина, щитовых домишек и деревянных бараков. Помещений служебного и социально-культурного назначения
практически не было. Все размещалось в захудалых, ветхих, не соответствующих предназначению помещениях. И как ранее было сказано,
что только с перевооружением полка, изменилась его основная задача и начал кардинально изменяться облик 10-го уч-ка - КАЛИНКИ.
PS

0

4

Вообще-то в 1960-61г.г. начали переучивать летчиков и инж.-тех. состав 311 иап (Комсомольск- на-Амуре)  в 148 УКЦ ПВО ( Савастлейка). Нас первую
группу летчиков вылетать на Су-9 командировали в Ц.Угловую (22гв.иап), они переучились годом раньше. Потом, видимо, задачи Вверху изменились.
311 иап расформировали, нас переученных направили на 10-ый уч-к в январе 1962г.,"старичков" уволили, присоединили молодых местного полка,
добавили еще и из Переяславки. В январе же пригнали 20 новеньких Су-9 из Новосибирска летчики Центра и Угловские. Мы комсомольчане начали
дальше совершенствоваться, местные и из Переяславки группами отправляли на переучивание теоретически в 148 УКЦ ПВО. Спарки Су-9у еще не
было, она появилась года через два. Так что вылетали после рулежки по ВПП на боевом с-те без всяких вывозных.

0

5

Василий
Лучше про историю писать в этой теме... когда я говорил про главную страницу я имел ввиду: http://pkalinka.narod.ru/index.html а не эту тему

0

6

Напомню, что главной задачей полка была- охрана воздушных рубежей Дальнего Востока, а конкретно - Прикрытие г. Хабаровска. В боевой задаче
так и значилось: "....301 иап во взаимодействии с ...иап и ... зенитно-ракетных войск, не допустить ... по г.Хабаровску." Аэродром Калинки находится
в 250-ти километровой пограничной полосе. Подлетное время  составляло 4,5 минуты, обстановка с "соседом" была сложной. Основным способом
выполнения боевой задачи являлось круглосуточное несение боевого дежурства. Оно осуществлялось двумя экипажами в гот.3 в деж. домике на
аэродроме и 2 экипажа запасных в 30-ти мин. готовности.Кроме того выделялись 4 экип. по команде "Тура" ( быть готовыми к выполению задания
с другого аэродрома).
В выходные и праздничные дни  на КП полка находились кто-то из них; командир полка, его заместители, нач. штаба полка.При возникновении
какой-либо ситуации, они принимали решение с докладом Выше в соответствии  с приказом МО СССР по охране воздушных рубежей.
Следующая задача - это совершенствовоние летного мастерства и подготовка летного состава ( особенно молодых) к выполнению главной задачи.

0

7

В связи с событиями на Ближнем Востоке в 1967году, встал остро вопрос рассосредоточения самолетов. На аэродроме они располагались в одном месте, для
каждого на бетонке было обозначено место.  Зам. командира полка по ИАС отчитывал техника если его самолет не "соблюдал" равнение. Эту стоянку самолетов
всего полка не представляло сложности вывести из строя одним заходом по цели.
В дальнейшем на месте теперешних арочных укрытий стали делать подковообразные земляные обвалования, сверху их накрыли маскировочными сетками.
Сложность эксплуатации авиатехники в этих укрытиях была в том, что запускать дв-ль в них запрещалось. Самолет приходилось буксировать на газовочную
площадку или на место, где можно запустить дв-ль. Трудно было и закатить с-т в обвалование, требовалось много людей. Только года через три приступили
к строительству арочных укрытий. Земля обвалований ( простите за тавтологию) теперь пригодилась для обвалования арок. Не поверите, но это правда,
на первые два укрытия землю на самый верх арки доставляли на носилках летчики, техники и солдаты. Только позже строители додумались, что можно
эту работу выполнять с помощью техники - бульдозером. Ворота арок первоначально открывались и закрывались с помощью водушных баллонов,
поочередно. "Чих-пых - чих-пых" длилось открытие долго, а иногда и вообще не хватало мощи открыть, тягачом тащили. Позже, с поступлением
электродвигателей перешли на электрическое открытие и закрытие, что значительно сократило время. Ведь по тревоге подготовка с-та, занятие
готовности летчиком и запуск дв-ля производилось при закрытых воротах. PS

Отредактировано Василий (19-01-10 14:35:14)

0

8

Продолжение.
Выруливали на ВПП по отработанной схеме. Первая АЭ выруливала первой, она еще называлась предстартовой эскадрильей. С СКП это действо смотрелось
зрелещно, здорово.
Для сокращения сроков приведения полка в БГ в зимнее время, офицером службы АО было внесено рацпредложение. В зимнее время аккомулятор с самолета
снимали и увозили в спецпомещение ( аккомуляторная). Он же сделал деревянный контейнер, внутри обшил его войлоком, а в крышку вставил электропатрон
с лампочкой в 25 ВТ. Помещали туда аккомулятор, закрывали и тепло от горения лампочки было достаточным чтобы аккомулятор оставлять в арке. Отпала
необходимость вести аккомулятор в помещение. Это предложение позволило значительно уменьшить время приведения полка в готовность в зимнее  время.
За данное рацпредложение офицер был поощрен денежной премией.

0

9

Здравствуйте уважаемые однополчане!

Может кто-то помнит, почему  аэродром был назван  - "10 участок"?

0

10

Стрельба по воздушной мишени являлась одной из основных составляющих боевой подготовки летного состава. В воспоминаниях Валерий Ворожун пишет,
что стрелять летали на о.Сахалин. Да это так, но позже, в Смирных первоначально не было полигона для производства возд. стрельб.Поэтому первые годы
для выполнения стрельб летали в г.Туркменбаши (Красноводск) в 18 учебный центр ПВО. До Москвы и от Москвы до Красноводска самолетом МГА туда и
обратно с летной экипировкой. Первые из полка Некрасов, Свасцов и Иванов  выполнили воз. стрельбу по мишени Ла-17 в марте 1963 г.В дальнейшем
небольшими группами продолжали выполнять стрельбу сначала днем, а ночью в апреле 1964г мы стреляли уже 10-ю экипажами и на большой высоте,
16-17000м. После Красноводска один год стреляли в Приморье с аэр. Золотая Долина, мишень запускали с корабля. Только после подготовки полигона
в Смирных ( над заливом Терпения ) стали выполнять там стрельбы на средних и малых (300м) высотах. Стреляли на Су-9 даже по наземным целям на
полигоне Литовко ( полигон бомберов). Но от этих стрельб отказаллись из-за малой эффективности. Ракеты на с-те Су-9 были сначала только с
радиолокационнами головками, пушки отсутствовали вообще. Только позже 2 ракеты доработали под тепловые головки. При стрельбе по наз.цели
угол пикирования составлял 35-45 градусов, поэтому выводить приходилось рано. А ракета-то шла по лучу прицела и она взрывалась далеко
впереди цели.Отказались от этого эксперемента.
При итоговой проверке полка руководством свыше перехват и уничтожение возд. мишени выполняли с аэр. Кадала на полигое Телемба ( сев. г Чита ).
Поднимали сразу пару самолетов с 2-мя боевыми ракетами, сбивал первый, если что-то у него не получалось, уничтожал второй.

Отредактировано Василий (18-10-09 18:50:38)

0

11

У меня есть предложение форумчанам - предлагаю создать фотогалерею и добавлять сюда фотографии армейской жизни.... наверняка у многих кто служил есть очень интересные фотографии .... если у кого старые фото не очень хорошего качества, то присылайте мне я отредактирую и выставлю здесь....

0

12

Кроме сложности в эксплуатации с-та Су-9, о чем писал Валерий Ворожун, из-за отсутствия современной инфроструктуры аэродрома, большую работу
приходилось технику выполнять при подготовке самолета к повторному вылету. ВПП была старая, от мощного форсажа Су-9 бетон крошился.
Швы постоянно заливали гудроном, чтобы кусочки бетона не попали в сопло на взлете. Летом от высокой температуры и форсажа гудрон плавился,что
создавало сложность при торможении на пробеге. Шасси на жидком гудроне скользило, срабатывал автомат юза, колесо растормаживалось, возможен
разворот в сторону заторможенного колеса. Длина бетонки составляла 2000м, еще 400м удлинялась железными плитами, рулежки были покрыты тоже
железными плитами. Забетонированы были ЦЗ(центральная заправочная) и газовочная площадка. После пробега и сруливания с ВПП в "карман",
дв-ль выключался.Техник  подкатывал водило, подцеплял его к с-ту, и тягачом буксировали на ЦЗ, летчик  при буксировке находился в кабине,
техник в тягаче. На ЦЗ самолет заправлялся всем необходимым, и техник теперь уже буксировал на газовочную для следующего вылета.Здесь уже
летчик принимал с-т и отсюда выруливал на старт. А техник снова подцеплял водило к тягачу и в другой конец ВПП ждать возвращения с задания.
Так продолжалось до 1973г. Я уже писал, что в 1972г положили плиты на ВПП, а в 1973г на рулежки, переоборудовали ЦЗ, расширили газовочную
площадку.Теперь уже летчик после посадки рулил на ЦЗ, здесь с-т готовился к вылету и отсюда уходил в полет. Отпала необходимость технику
мотаться из конца в конец ВПП,что значительно сократило время подготовки с-та к повторному вылету.

0

13

Здравствуйте однополчане! Внесу ясность в сомнения Валерия Ворожуна. В 1974году нач. ТЭЧ был м-р Якобчук, второе по НШ полка:
1.1962 - 12.1962гг - Самаркин
1.1963 - 09.1968гг - Бурский
10.1968 - 12.1970гг - Киселев Вячеслав Васильевич

01.1971 - 03.1971гг и.о.НШ Сандалов Евгений
04.1971 - 03.1972гг - Сидоренко Николай Антонович
04.1972 - 03.1975гг - Малышев Алексей Иванович
с 04.1975г - Виноградский, по какое время не знаю, меня уже не было в полку.
На фотокарточке во главе знаменного взвода идет Егоров Виталий Васильевич, мой сосед по дому 149, по 1-му подьезду и по лестничной
площадке, моя  кв. 14, а его рядом 15.
Спасибо Валерию за эту информацию.

0

14

С днем части, уважаемые однополчане всех поколений! Здоровья, удачи и благополучия Вам и Вашим родным. Привожу часть выписки из истории полка, хранившейся в музее полка.
25 ноября 1940 по приказу командующего ВВС Дальневосточного округа генерала Жигарева в селе Бирофельд Еврейской автономной области было начато формирование нашей части.
Командиром был назначен полковник Ковалев, заместитлем командира по политической части батальонный комиссар Ищейкин, начальником штаба капитан Калинский.
Часть в основном сформировалась  к 15 января 1941, имея на вооружении 7 самолетов И-15бис, 12 И-16. 20 января 1942 года часть выделяет первых трех летчиков для участия в боях с немеко-фашистскими захватчиками.
30 ноября 1942 года часть в составе 27 экипажей во главе с командиром майором Панковым, бывшим командиром 1 аэ, убыли на фронт.
С 9 августа по 3 сентября 1945 часть в полном составе участвует в разгроме японских империалистов. За период боевых действий было произведено 65 боевых вылетов на прикрытие наземных войск разведку и свободную охоту. За отличные боевые действия в боях приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза т. Сталина № 372 от 23 августа 1945 года личному составу части объявлена благодарность.
С декабря 1944 по апрель 1945 личный состав  части осваивал самолет Як-9, с 1948 - самолет Як-11, с 1953 Р-63 "Аэрокобра", с марта по сентябрь 1953 - Миг-15 и МиГ-17, с 1962 года - Су-9, с 1976 по 1994 МиГ-23 М (МЛД).

Кузнецов Василий.

Отредактировано kuznecov (25-11-09 08:46:57)

0

15

Уважаемые сослуживцы, в конце пятидесятых годов летчик 301 ИАП Заикин выполнял полетное задание в зоне. Видимо что-то случилось, он
катапультировался.Причина, почему он катапультировался, не установлена. Спасателям найти его не удалось. Летчик почти 20 суток бродил по тайге. Была
зима ему удалось выйти на речку, пошел по ней, оставляя на деревьях засечки о своем движении. К сожалению,  не смог дойти нескольких десятков метров
до зимовья охотников. Там можно было обогреться и главное что-то покушать. Он замерз.
Так вот, после этого трагического случая, как нам рассказывали, в дальнейшем летчикам на полеты стали выдавать оружие (пистолет). Кардинально был
пересмотрен НЗ ( который в парашюте) в сторону его разнообразия и увеличения, дополнили 16-ю запасными патронами к пистолету. До этого в экипировке
летчика были только нож и компас.
Представьте, столько бродить зимой в тайге, практически без средств к существованию - это МУЖЕСТВО, которое проявил Заикин - наш сослуживец из
КАЛИНКИ.

Отредактировано Свасцов Василий (13-07-10 15:13:19)

0

16

в\ч 65383 1953 год.
Начальник штаба майор Шарыкин.
Старший инспектор-летчик УБП ИА ВВС подполковник Кожевников.
Заместитель командира  подполковник Герасимов.
В 1954 г. Заместитель командира части майор Бочкорников.
Авиатехника: По-2, Як-11, Як-12, Ути Миг-15, Миг-15, Миг-17.

0

17

Щербаков Владимир Степанович
Выпускник Качинского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) 1940 года выпуска.
Служил и летал на 10 участке в пятидесятых годах, в\ч 65383.

увеличить

0

18

Возвращаясь к началу переучивания полка на Су-9, хочется отметить о большом энтузиазме всего личного состава в скорейшем освоении довольно
сложного по тому времени самолёта. Аэродром базирования не отвечал в полной мере требованиям эксплуатации данного типа. ВПП старая,рулёжки
только буксировки. После посадки и сруливания с ВПП самолёт буксировали на ЦЗ, заправлялиГСМ и снова буксировали на стартовую площадку.
Ранее говорил об этом, что техник с-та мотался с водилом из одного конца ВПП в другой. Так продолжалось до 1973 года. В 1972г накрыли плитами
ВПП, а в 1973г.- рулёжки. Сделали практически новую ЦЗ.  Теперь после посадки заруливали на ЦЗ,  заправившись ГСМ, отсюда уходили в полёт.
Перед переучиванием полк был укомплектован лётным составом, который имел уровень подготовки 2-го класса и выше. И всё таки,отсутствие
учебного  с-та данного типа, осложняло переучивание. Ути-МиГ-15 значительно отличался как в эксплуатации,так и в технике пилотирования.
Поэтому практически самостоятельно вылетали и осваивали все виды подготовки днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Две спарки Су-9у поступили в полк только в середине 1964года. Надо отметить, что для инструктора она не очень удобна, плохой обзор, особенно
ночью, ВПП практически не видно.Как-то мы группой на Су-9 маневрировали в Комсомольск-на-Амуре. Там к нам подошли представители КБ Сухого.
Их очень интересовало наше мнение о Су-9у.Мы сказали,что инструктору почти не видна ВПП. В КБ в это время работали над спаркой Су-7у.
Они поинтересовались,как улучшить обзор инструктору? Надо сделать перископ, ответили им. Это было сделано на Су-7у.PS

Отредактировано Василий (28-01-10 14:53:40)

0

19

С поступлением в полк в июле 1971 года спарки Су-7у,стало три типа учебно-боевых с-тов Ути-Миг-15, Су-9у и Су-7у. К этому времени полк ежегодно пополнялся
выпускниками лётных училищ. Такое "разнообразие" учебных самолётов вносило особенности в подготовке молодых лётчиков к полёту. Оборудование кабин
отличалось во многом, возросла роль тренажа в кабине с-та. Тренажёр в учебном корпусе копировал Су-9у, на нём лётный состав также тренировался. Для
инструктора Су-7у удобна, выпустив перископ, впереди становится видно всё как на ладони.Как будто сидишь сверху на фюзеляже самолёта.С приходом
молодых лётчиков, которых нужно было готовить к несению боевого дежурства, возрастала нагрузка на "старичков". Им приходилось по 5-7 раз, а иногда и
более в месяц нести боевое дежурство. Из руководства полка ( замы,ст.штурман, нач.ВОТП) тоже несли б/дежурство только в меньшем количестве, чем лётчики,
но на их долю приходилось ещё руководить полётами. В то время ещё не было штатных руководителей полётами. В субботу и воскресенье для командира
полка, его заместителей  ( без нач.ПО, и зам. по ИАС) - дежурство на командном пункте  полка. Таковы были условия ратного труда офицеров Войск ПВО
в приграничном районе. И никакой замены, никакой...!!! В таком ритме прошли 21 год моей службы на Дальнем Востоке.

0

20

Слева направо: Козлов Виктор, Лунёв Александр, Лукьяненко Владимир, Дорошенко Андрей Семёнович, Свасцов Василий, 1973 год.

увеличить

Отредактировано Василий (10-04-10 15:22:09)

0

21

Слева направо: Егоров Виталий Васильевич, Ильин Валентин Николаевич, Соколов Герман Алексеевич, Свасцов Василий Васильевич,
Литвинов Евгений Михайлович.

увеличить

0

22

Свасцов В.В. на стремянке у самолёта Су-9, на котором я пролетал более 14 лет.

увеличить

Отредактировано Василий (03-03-10 17:11:29)

0

23

http://uploads.ru/t/4/k/U/4kU7M.jpg
На верхней фотографии 1974год. Отличная 1ая эскадрилья. Впереди КОМАНДИР : п/п-к Лукъяненко ,дальше Троханов Николай Андреевич,Федосеев Юрий,Дмитренко Сергей,Литасов Володя,Чубенок Виктор,голова Саверского Вадима,Савченков Володя,а вот последнего ? На нижней : Лемеш Чеслав Ипполитович,Мартынов Пётр Иванович,Витя Чубнок, мл.л-т ???, Вова Савченков, Вова Литасов,Вадим Саверский,Николай Троханов, Сергей Дмитриенко, а последний Олег Романов.
http://uploads.ru/t/i/G/m/iGmwJ.jpg

Отредактировано Валерий Ворожун (28-03-13 09:16:36)

0

24

Лётный состав 301иап. Слева направо, стоят: Папка,Бертош,Остапенко,Лукьяненко,Руденко,
Свижевский,Наумов,Ревунов,Ильин. Сидят: Лунёв,Лункин,Калентеев,Корпачёв.

увеличить

0

25

Лётчики 301 иап. Слева направо стоят:Ильин Валентин,Доровских Геннадий,Свасцов Василий,Калентеев Анатолий,Лункин Владимир,
Папка Александр,Сенькин Геннадий,Лукьяненко Владимир,Беседин Геннадий,Шалаев Анатолий,Афанасьев Василий,Руденко,
Волобуев Василий( нач.штаба ОБАТО). Сидят: Богатов Вячеслав,Лунёв Александр,Гарбузенко Виктор,Хрипунов Геннадий.

увеличить

0

26

Василий
ЗДРАВСТВУЙТЕ!Хочу спросить,в 1955 и дальнейшие годы на Дальнем востоке,на Крилах служил мой родственник,Михаил Чатынян(сам я служил в калинке в 85-88 в 26 бап техником),насколько я знаю,он дослужился до командира эскадрильи истребителей,Вы ничего не слышали о нём?

0

27

Здравствуйте АЛЕКСАНДРОСЕПЯН.
Сведениями о службе вашего родственника Михаила Чатыняна на Дальнем Востоке не располагаю.

0

28

http://s52.radikal.ru/i138/1005/03/165496a41aa5.jpg
1968 г. Справа налево: Халиф А. А., Краснихин Г., Машкин В. Н., Птухин В. П.

Отредактировано Виталий Птухин 1965-1970 (23-05-10 15:43:09)

0

29

Здравствуйте Виталий Павлович!
На размещённой Вами фотографии, секретарь парткома - Халиф Абрам Александрович, личность в полку также знаковая.
На полёты он всегда уезжал в автобусе с лётчиками. И несмотря на короткое время езды от штаба полка до аэродрома,  успевал
рассказать анекдот и каждый раз новый. А рассказывать ОН умел. Мы удивлялись, откуда он их столько знал? С этого начиналась
его ППР ( партийно-политическая работа) при проведении полётов, а потом на аэродроме беседы с личным составом, выпуск
боевых листков и т.д.. Абрам Александрович долгое время служил в Калинке, а потом убыл для прохождения дальнейшей
службы на Курилы, чтобы затем можно было замениться в западные районы страны. Уволился  из Вооружённых Сил СССР
в г.Краснодар.

0

30

Здравствуйте, Василий Васильевич!  Абрама Александровича помню таким же, как Вы описываете. Он, наверное, правильно понял, что ППР не должна быть скучной и постной, поэтому щедро заполнял эту работу бесконечными сериями весёлых анекдотов. Секретари парткомов других частей, в которых я служил, как-то выпали из памяти, а вот Халифа хорошо помню. :D

0


Вы здесь » Форум п. Калинка Хабаровского края » Моя часть » Пишем историю 301 ИАП вместе...